Beat Film Festival 2022: рейв в Тегеране и один день из жизни коровы

Ежегодно Beat Film Festival собирает вокруг себя поклонников новой музыки, моды, кинематографа и искусства. Впервые после начала пандемии организаторы вернулись к большому, двухнедельному формату. Фестиваль, стартовавший на этой неделе, продлится до 3 июля. Показы будут проходить не только в главных московских кинотеатрах, как это было раньше, но в музеях и галереях, включая модный «ГЭС-2» и «Мультимедиа арт музей». Также часть фильмов можно будет посмотреть на видеосервисе «Кинопоиск». Организаторы уже практиковали онлайн-формат, когда началась пандемия, и отказываться от него пока не планируют.

Особенно интересен фестиваль своим Национальным конкурсом, который регулярно представляет молодых российских авторов, снимающих актуальное кино о неизвестных сторонах нашей жизни. Как и прежде, на Beat Film Festival можно увидеть лучший экранный нон-фикшн со всего света. «Ведомости» рассказывают о главных событиях кинофестиваля этого года.

Молодость и бунт

Название Beat Film Festival отсылает к американскому бит-поколению 1950-х гг., к литературе бунтарей и новаторов Аллена Гинзберга, Джека Керуака и Уильяма Берроуза, к джазу Майлза Дэвиса и Орнетта Коулмана. И не случайно: программа фестиваля пронизана духом независимой культуры, а ее главные герои – музыканты и режиссеры, дизайнеры и айтишники, художники современного искусства. Рассказанные истории талантливых и неординарных личностей – всегда попытка понять прошлое из сегодняшней перспективы. Но Beat Film Festival и его фильмы, хоть часто и оглядываются на опыт прошлых поколений, все-таки устремлены в будущее.

Впервые Beat Film Festival прошел в 2010 г. Его основатели – семейная пара Кирилл Сорокин и Алена Бочарова, работавшие до этого в музыкальной индустрии, совсем не планировали сделать фестиваль регулярным событием. Первый смотр был сконцентрирован исключительно на фильмах о музыке и вокруг музыки. Зрителям понравился формат, событие стало ежегодным, и впоследствии Beat Film Festival значительно расширялся тематически. И в конечном счете перерос в мероприятие, посвященное современной городской и молодежной культуре.

Вдохновляясь опытом американского South by Southwest, главной Мекки независимой культуры, Сорокин и Бочарова стали устраивать в рамках Beat Film Festival лекции, концерты и тематические вечеринки. Со временем фестиваль стал значимым и ожидаемым событием в культурной столичной среде.

Пожалуй, ни один российский кинофестиваль, фокусирующийся исключительно на документальном кино, не получает такого внимания и интереса со стороны публики. В прошлом году фестиваль посетило более 45 000 зрителей – офлайн и онлайн. Секрет в том, что у него есть своя идеология и очень точно выбранная аудитория – молодые люди, интересующиеся современностью.

Бурятский андеграунд и московская подземка

Попыткой понять настоящий день и заглянуть в грядущий является Национальный конкурс фестиваля, который впервые прошел в 2015 г. Его участниками каждый год становятся молодые документалисты, показывающие неочевидные, порой маргинальные и неизвестные стороны нашей жизни.

Одним из первых победителей конкурса стало поэтическое путешествие по российской глубинке «Ладно, хорошо» Александры Кулак и Анны Корниенко. В 2018 г. победу одержал «Хэй, бро!» – портрет двух московских друзей-тусовщиков, ищущих себя прожигателей жизни. Важное место в документалках Национального конкурса занимают субкультуры. «Вторичный мир» Александра Пустыннова, победитель 2020 г., описывает повседневность российских гиков, коллекционеров видеоигр и комиксов, поклонников японского аниме, а «Трещины» Павла Никифорова, получившие Гран-при на следующий год, освещают мир петербургского стрит-арта.

Многие финалисты побывали на престижных европейских площадках. «Raving Riot: Рейв у парламента», фильм Степана Поливанова о протестном концерте в Тбилиси, был показан в лондонском музее современного искусства «Тейт модерн». А байопик о рэпере Антохе МС «Пятка-носок» режиссера Максима Томаша попал на Роттердамский фестиваль.

45 000

зрителей посетили в 2021 г. Beat Film Festival офлайн и онлайн

В этом году в программе Национального конкурса Beat Film Festival участвует рекордное количество фильмов – 14 конкурсных и четыре внеконкурсных. Многие из них не длятся больше получаса. Тематически ленты отличаются друг от друга, хотя нетрудно увидеть между ними что-то общее. Краеугольной темой нынешнего Beat Film Festival, пожалуй, можно назвать «неизвестную Россию». В конкурсе представлены поэтические документалки о Русском Севере – «Выход» и «Ладно хорошо, Пинега». Рядом с ними можно поставить экспериментальный портрет села Териберка в Мурманской области «Про снег» и мистическое путешествие в места обитания финно-угорских народов «Как я стал бесермянином».

Отдельным центром Национальной программы является «место» в широком смысле слова. Фильм о создателях культового московского бара «Convivencia. Veladora», история основания столичной галереи «ГЭС-2», «Зал» – ода легендарному стадиону «Торпедо», снесенному в 2021 г., – каждая из этих кинокартин так или иначе разворачивается вокруг некой локации, притягивающей молодых и талантливых людей. Московское метро стало местом действия «Куда мы едем?» Руслана Федотова, призера главного мирового фестиваля документальных фильмов IDFA в 2021 г. Это хроника повседневной жизни подземки, состоящая из маленьких трагедий пассажиров поездов, спешащих по своим делам.

Другие фильмы конкурса так или иначе касаются темы искусства. Среди них выделяются «Выход через юрту» – о московском бурятском андеграунде – и «Дикого кайф» – драма о жизни рэпера-инвалида из Новосибирска, мечтающего стать популярным, как Моргенштерн (включен в реестр иноагентов). Тему неизвестного российского искусства продолжает лента о казанской арт-группе «Прометей», первой в СССР экспериментировавшей со светомузыкой и проектировавшей масштабные и смелые технологические инсталляции.

Российская программа Beat Film Festival красноречиво показывает, что мы живем в стране нерассказанных историй и по-прежнему знаем о месте, в котором живем, слишком мало. Маленькие независимые картины, снятые энтузиастами на смартфон, позволяют встретиться с людьми, мимо которых мы можем пройти на улице и не заметить. А за каждым из них стоит уникальная судьба, рассказ о которой может стать основой для фестивальной короткометражки.

Кубрик и много о музыке

Помимо показа российских независимых фильмов Beat Film Festival традиционно привозит множество зарубежных хитов и новейших картин о современной культуре. В этом году международная программа значительно сократилась по сравнению с предыдущими годами, очевидно из-за геополитической ситуации в мире. Впрочем, как и раньше, она все же целиком состоит из европейских и американских лент.

Ключевой в международной программе можно назвать тему коммуникации, разговора. Открыл фестиваль «Джейн глазами Шарлотты» – фильм-интервью, диалог Шарлотты Генсбур со своей легендарной мамой Джейн Биркин, которой в прошлом году исполнилось 75 лет. Две женщины погружаются в воспоминания, поют и спорят о вечном, пытаются узнать друг друга заново. О другой культовой фигуре рассказывает «Кубрик о Кубрике», свежий взгляд на биографию гениального режиссера. В основу документалки легли неизвестные доселе интервью Стэнли Кубрика, автора «Заводного апельсина» и «С широко закрытыми глазами», записанные кинокритиком Мишелем Симаном.

Традиционным центром международной программы Beat Film Festival является музыка. В этом году здесь покажут трагическую историю рэпера XXXTentacion, умершего на пике славы, когда ему было 20 лет. Он прославился в интернете своей необычной лирикой, затрагивающей темы ментального здоровья, и стал одним из героев своего поколения. Фильм «Посмотри на меня: XXXTentacion» – попытка реконструировать его краткую жизнь и взглянуть на творчество через призму биографии, личных травм и переживаний.

О другой звезде интернета, певице Charlie XCX, рассказывает полный энтузиазма и вдохновения фильм «Чарли XCX: Вместе в одиночестве». В нем артистка приглашает своих поклонников вместе записать новый альбом в Zoom, помогая тем самым самовыразиться тем, кому это особенно требуется в данную минуту.

Особняком в программе стоит документальная картина «Корова», премьера которой состоялась на Каннском кинофестивале в 2021 г. Сюжет разворачивается вокруг одного дня из жизни самой обыкновенной коровы Лумы на ферме. Постановщица Андреа Арнольд, снявшая нашумевший фильм «Американская милашка», заставляет проникнуться сочувствием к своей героине. В «Корове» банальная повседневность коровьей судьбы, которая оканчивается на бойне, превращается в экзистенциальную притчу. Арнольд не стремится сделать своих зрителей вегетарианцами, ее задача – изменить отношение к животному, увидеть его чувствующим и живым.

Падение Берлинской стены и жажда свободы

Не обойдется программа Beat Film Festival и без зрительских хитов последних лет. Главным по популярности фильмом в каталоге Beat Film Festival уже несколько лет подряд является «B-Movie: Шум и ярость в Западном Берлине». Это увлекательное путешествие в столицу Германии за несколько лет до падения Стены. Среди героев – молодые Ник Кейв и Тильда Суинтон, рядовые немцы, спешащие на работу или очередную ночную вечеринку. Все это сопровождается безумными музыкальными экспериментами андеграундных артистов и живописными пейзажами старого Берлина.

Похожей атмосферой и энергетикой полон другой хит Beat Film Festival – «Рейв в Иране». Фильм рассказывает о подпольной жизни Тегерана, о людях, которые под угрозой лишения свободы продолжают устраивать нелегальные вечеринки. Это история о жажде свободы в условиях жестких границ и цензуры. О поисках правды на краю мира рассказывает «Пес по имени Деньги» – путешествие певицы PJ Harvey в Косово, которое смонтировано с кадрами записи ее последнего альбома в студии.

Не стоит пропускать и несколько больших байопиков. Прежде всего «Баския: Взрыв реальности» – снятый женой режиссера Джима Джармуша фильм о жизни легендарного художника. Картина примечательна колоритной атмосферой Нью-Йорка 1970-х гг., по которому бродит одинокий гаитянский юноша Жан-Мишель Баския, ищущий себя в жестоком мире. «Шрамы Али Булалы» повествует о сумасшедшей культуре скейтбордистов 2000-х, одним из символов которой является швед Али Булала. Трудная судьба скейтбордиста постоянно вела его к саморазрушению, он несколько раз был на грани смерти, но что-то чудом спасало его раз за разом.

НОВОСТИ