Часы меняют свой ход

На берегу Женевского озера – в самом центре швейцарского часового бизнеса – Geneva Watch Days (GWD) обосновалась на четыре дня, с 26 по 29 августа. Семнадцать брендов – Breitling, Bvlgari, De Bethune, Gerald Genta, Girard-Perregaux, H. Moser & Cie, MB&F, Ulysse Nardin и Urwerk на передовой, а также примкнувшие к ним вторым эшелоном Artya, Bovet, Czapek & Cie, Ferdinand Berthoud, Louis Monet, Maurice Lacroix и не совсем часовой бренд Reuge – продемонстрировали свои новинки тем ритейлерам и журналистам, которые смогли преодолеть существующие сегодня преграды и добраться до Женевы. Идея организации «женевских часовых дней», принадлежащая Жан-Кристофу Бабену, главе Дома Bvlgari, – прямое следствие тех непредвиденных обстоятельств, с которыми мир идеально отлаженных механизмов вдруг столкнулся в текущем году.

Без сомнения, 2020-й навсегда запомнится швейцарской часовой индустрии не как кризисный даже, а скорее как переломный год – правила игры изменились для всех ее игроков, больших и малых, корпоративных и независимых. Это год, в котором изначально некоторые ощутимые перемены планировались изнутри самими ключевыми управленцами индустрии, без всяких вмешательств внешних обстоятельств, но парализовавшая весь мир роскоши пандемия коронавируса и ее последствия не просто спутали карты, а сдвинули с места тектонические основы коммуникации с продавцами и покупателями швейцарских часов.

Традиционно уже много лет подряд рабочий часовой год начинался в январе – с женевского Salon International de la Haute Horlogerie (SIHH), на котором в течение недели несколько десятков брендов (в 2019 г. их было 35) демонстрировали свои новинки профессионалам. В 2020-м SIHH планировали переименовать в Watches & Wonders, видоизменить его формат и провести в конце апреля – таким образом организатор салона La Fondation de la Haute Horlogerie соглашался подставить дружеское плечо более крупной международной часовой и ювелирной ярмарке Baselworld, которая в последние годы пребывала в состоянии кризиса. Мысль о консолидации усилий казалась всем логичной и перспективной еще до середины февраля, но к концу его всеобщие планы начали рушиться один за другим.

Сначала было отменено запланированное на конец марта мероприятие Time To Move в Цюрихе – презентации Breguet, Blancpain, Harry Winston, Jaquet Droz и Glasshutte, входящих в Swatch Group. Затем, в конце февраля, Watches & Wonders (экс-SIHH) и Baselworld подряд объявили о том, что в 2020 г. выставки не состоятся.

Тем не менее Watches & Wonders успел сориентироваться в кризисной ситуации и перенес все свои премьеры на оперативно созданную онлайн-платформу. А более масштабный и давно уже неповоротливый Baselworld в результате непрозорливых действий управляющей компании The MCH Group оказался в еще большем кризисе. Из-за непримиримых финансовых и организационных разногласий с руководством выставки сенсационное решение навсегда покинуть Baselworld в середине апреля официально приняли сначала Patek Philippe, Chopard, Rolex, Tudor и Chanel, а затем входящие в состав LVMH Group бренды Tag Heuer, Hublot, Zenith и Bvlgari. Исхода ключевых участников ярмарка не пережила: 23 июля было официально объявлено, что на 103-м году своей истории Baselworld прекращает существование. В том же сообщении говорилось, что его место займет совершенно новая выставка Houruniverse, но пока ее формат и потенциальные участники неясны.

Примечательно, что в Женеве салон Watches & Wonders (костяк в котором по-прежнему составят бренды Richemont Group – Cartier, Jaeger-LeCoultre, IWC Schauffhausen, Montblanc, A. Lange & Sohne, Vacheron Constantin, Officine Panerai, Piaget, Parmigiani Fleurier, Roger Dubuis и Baume & Mercier) теперь должен пройти только в апреле 2021 г. И все ушедшие с Baselworld большие имена, скорее всего, появятся либо на нем, либо на некоем параллельном событии.

На этом нестабильном фоне и возникла идея GWD как альтернативная возможность показать новинки вживую и не под одной крышей экспоцентра, а в разных близлежащих точках в центре одного небольшого города. Правда, и это мероприятие отменялось трижды – сначала его хотели организовать в конце апреля вместо тандема двух вышеупомянутых выставок, затем в июне, и вот наконец в августе оно состоялось. При этом идеолог GWD Жан-Кристоф Бабен и его коллеги из Hublot и Tag Heuer изначально находились в наиболее выгодном положении, чем все прочие бренды в индустрии: luxury-группа успела провести собственную мини-выставку LVMH Watch Days в Дубае еще в январе. И вот теперь по инициативе неутомимого главы Bvlgari прошла вторая реальная, а не виртуальная выставка этого года.

Централизованной и общей у Geneva Watch Days 2020 была только «приемная» Rotonde du Mont-Blanc в шатре на берегу озера, а сами презентации проходили в сюитах фешенебельных отелей, в бутиках брендов или на их мануфактурах в самом городе. Для представителей прессы, которые следили за событием на расстоянии, у своих компьютеров, также были организованы альтернативные digital-презентации новинок.

«Мы пережили пять критических для часовой индустрии и для ритейлеров месяцев, за которые научились управлять нашим бизнесом, несмотря на COVID-19 и все связанные с пандемией неблагоприятные обстоятельства, – рассказал Бабен в видеоинтервью российской прессе. – И сейчас рассчитываем на то, что за оставшиеся в этом году четыре месяца сможем поправить нынешнее положение дел в экспорте часов (экспорт, кстати, по данным Federation de l’industrie horlogere, в июле упал на 35,6% по сравнению с прошлым годом. – «Ведомости») и добьемся хороших результатов. Для этого и необходимы Geneva Watch Days». Примечательно, что, по словам Бабена, бренды потратили на GWD в среднем всего 3–4% от тех сумм, которые они обычно выкладывали за участие в Baselworld или SIHH, что также дает им серьезный повод задуматься, в каком формате демонстрировать свои новинки в будущем.

«Конечно, перед всеми нами – ушедшими с Baselworld брендами и La Fondation de la Haute Horlogerie – сейчас остро стоит вопрос: каков будет формат будущей выставки в Женеве? И ответ на него до конца не ясен. Вряд ли все мы, «базельские», сможем вписаться в структуру Watches & Wonders, это было бы слишком сложно. Скорее всего, в апреле 2021 г. мы сами создадим в Женеве некое новое параллельное событие, возможно, нечто среднее между LVMH Watch Days в Дубае и нынешними Geneva Watch Days, и вложим в эту перегруппировку все возможные ресурсы. Так что нынешнюю выставку можно считать пробным шагом к будущему новому формату», – подытожил Бабен.

НОВОСТИ