«Три кота и море приключений»: свободу крабам!

Компот, Коржик и Карамелька поехали с родителями на море. Детей в отеле больше нет, поиграть не с кем, зато по пляжу бегает смешной белый краб. У него всего одна клешня, но огромная семья – в бухте неподалеку. Черные, коричневые, серые. Страшно активные.

Наигравшись с живностью, коты возвращаются в гостиницу и видят жуткое объявление – грядет крабовый фестиваль. И это не конкурс талантов среди ракообразных, а праздник еды из ракообразных. Новых котячьих друзей приготовит для постояльцев заезжий звездный шеф-повар. Ужаснувшись, Компот, Коржик и Карамелька решают спасти Крекера (так они назвали белого краба) и его сородичей от гибели: «Как супергерои. Или суперагенты».

Мультсериал «Три кота» идет в эфире СТС уже семь лет – сейчас как раз подходит к концу четвертый сезон (в каждом по 52 серии). За этот срок проект стал одним из самых популярных анимационных брендов в стране и важной строкой российского киноэкспорта. Если большинство конкурентов, ориентированных на ту же дошкольную аудиторию, делали ставку на трехмерный эффектный мультипликат («Маша и Медведь», например, да и двухмерные поначалу «Смешарики» быстро приросли еще одним измерением), «Три кота» ориентировались скорее на британский хит «Свинка Пеппа». Как и там, здесь максимально облегченный фон и графически простые герои, которые может запомнить и зарисовать любой ребенок.

Полный метр – закономерный этап успешной анимационной франшизы. В свое время благодаря успеху на ТВ и в интернете фильм «Фиксики. Большой секрет» (2017) поставил рекорд по сборам для трехмерной российской анимации (418 млн руб., данные ЕАИС; сиквел 2019 г. «Фиксики против кработов» немного не дотянул до этой планки – 388 млн).

Ранее кинотеатры трижды штурмовали и «Смешарики». Хотя киноверсиям не удалось в полной мере конвертировать телепопулярность в бокс-офис (ни одна часть не собрала больше 300 млн), их релиз сработал как промо для всей франшизы.

«Союзмультфильм» параллельно с сериалом «Тайны медовой долины» сразу разрабатывал полнометражный мультфильм «Золотой улей» – с расчетом нарастить фанатскую базу к его прокату (ожидается в ближайшем будущем).

Практика практикой, однако именно «Трех котов» меньше всего ожидаешь увидеть на большом экране. Этому ведь противится буквально все. И сюжетная формула познавательной миниатюры (серия длится всего 5 минут – лишь спецвыпуски добирались до 10-минутной отметки), и предельная условность решения.

В 1937 г. Дисней произвел революцию, доказав «Белоснежкой», что мультипликация может удерживать внимание полтора часа. Но для этого ему пришлось ввести предельно реалистичных персонажей-людей, которых оживили с помощью техники ротоскопирования (мультипликаторы перерисовали движения актеров). Казалось бы – если делать «Трех котов» реалистичнее, то они просто перестанут быть собой.

Та же «Свинка Пеппа» выходила в кино только в виде альманаха. Напротив, «Три кота и море приключений» – это полноценный фильм. Сюжетный ход со спасением «братьев наших меньших» вполне выдерживает часовой хронометраж. Да, концентрация действия несколько упала (серии, конечно, будут подинамичнее), а детективная интрига «кто же тот шеф-повар?» не самая драматичная, но авторы регулярно «подбадривают» зрителя – если не гэгом, то погоней или песней. Песни, к слову, на редкость удачные.

Изобразительное решение осталось прежним, но некоторый реализм все же присутствует в характерах и месте действия. Узнаются типажи – детей и взрослых (пухлый папа, который хочет прилечь с айпадом, и вечно активная мама). Узнается и мир. Совпадения с сочинским курортом вряд ли случайны. Что не часто бывает, у киноадаптации минимальный ценз для свежего зрителя – происходящее будет сразу понятно даже тем, кто не видел сериала.

Познавательно-воспитательная функция выполняется с фирменной результативностью. Маленький зритель узнает значения слов «альбинос» и «регенерация», получит представление об экологической повестке и ценный урок о дружбе и взаимовыручке, а также усвоит на примерах, почему быть непохожим на остальных – это не недостаток, а достоинство, как средства могут дискредитировать благородную цель и при каких обстоятельствах опасно судить по первому впечатлению.

В отсутствие релизов голливудских мейджоров именно российский семейный контент во многом держит на плаву кинопрокат. И по сравнению с конкурентами текущего репертуара – комедиями «Артек. Большое путешествие» или «Мой папа – вождь» – у «Трех котов» есть «шестилетняя» фора. У мультфильма рейтинг – 0+.

При всем безусловном креативе авторов (назовем хотя бы несколько имен – режиссер Дмитрий Высоцкий, сценарист Дарина Шмидт, продюсер Артем Васильев, которые также есть в титрах фильмов «Довлатов» и «Общага») «Три кота» остались верны своей детской аудитории. Родители вряд ли будут увлечены в той же мере, но смогут выдохнуть на время, пока их чадо прилипнет к экрану.

НОВОСТИ