В Турцию, на яхту

Выбор для россиян сейчас, собственно, невелик. Оставив немногим счастливчикам экзотическую Танзанию и отринув в качестве возможных мест для пляжного отдыха берега северных морей, омывающих отечество, видим примерно два варианта: побережья Черного и соседнего с ним Азовского морей или Турция. Ну а если уж море, то отдых на яхте, как по мне, предпочтительнее любого отеля. В условиях минимизации социальных контактов – тем более.

Речь в нашем случае, увы, не идет о многопалубных белоснежных красавцах с вышколенной командой и скромным кинозалом на борту. Но уверяю вас, небольшие 40–50-футовые (14–16 м длиной) парусные суда способны предоставить компании из 6–8 человек весь комплекс ожидаемых удовольствий: чистое море, попутный ветер, сменяющие друг друга пейзажи один краше другого и полное отключение от забот.

На российском Черноморском побережье такие яхты, сдаваемые небольшими чартерными компаниями в аренду, имеются. Но пока их мало (говорят, не более десятка), большинство из них, по выражению одного из шкиперов, «сильно уставшие», да и само судовождение вдоль российских берегов – отдельный квест из-за бесконечных запросов ведущих тебя пограничных, военных, грузовых диспетчеров.

В Турции в этом смысле получше: отлаженная десятилетиями инфраструктура и сервис, предоставляемый крупными международными чартерными компаниями, позволяют отправиться в морское путешествие на яхте по разумной цене с минимальным количеством организационных проблем. Основные турецкие марины яхт, сдающихся в аренду, находятся на средиземноморском побережье вокруг города Даламан: Бодрум, Гечек, Мармарис. Яхт сотни на любой вкус и кошелек – и большие моторные суда (такое ощущение, что большая часть миллиардерского яхтенного флота, обычно базирующегося летом на Лазурном берегу, в этом сезоне переместилась в турецкие воды), и парусники поскромнее, разных лет постройки, размеров, степени комфорта.

Колышется в небе роща вертикальных мачт, очаровывают выверенные обводы корпусов, реют разноплеменные вымпелы. А вот языки, звучащие на бортах различных судов, сейчас узнаются легко: русский да турецкий, иногда вплетается украинский. Европейских и американских туристов немного – пандемия.

Свежая, ухоженная парусная лодка на 3–4 каюты, каждая из которых обладает собственным санузлом с душем, с просторным кокпитом и удобной прогулочной палубой обойдется в аренду от 3500 до 7000 евро в неделю. Недешево, но вполне сопоставимо – в пересчете на группу туристов – со стоимостью хорошего пляжного отеля. Каюты, конечно, поменьше гостиничных номеров – иногда приличный чемодан некуда втиснуть. Зато «бассейн» огромный – все море до обозримого горизонта в полном твоем распоряжении. Приглянулся живописный залив – бросай якорь и ныряй до изнеможения.

Интересы яхтсменов различны: кто-то борется с ветром, ставя паруса, кто-то пытается рыбачить (рыбы, надо сказать, попадается немного), кто-то осваивает серфинг и иные экзотические средства передвижения на воде. Предписанного распорядка нет: сопровождающий судно шкипер поинтересуется предпочтениями пассажиров и порекомендует оптимальный маршрут.

В отличие от еще одного популярного яхтенного маршрута – по бесчисленным греческим островам с их живописными полуразрушенными храмами, легендарными названиями и тиражируемыми экскурсоводами мифами – неспешный каботаж у турецких берегов не подразумевает историко-культурных открытий для любопытствующего туриста. Родос – вот он, рукой подать, темнеет на горизонте. Но это Греция, а туда россиянам путь пока закрыт. А Турция предлагает преимущественно природные красоты, чистое теплое море и – для желающих – шумные бары и дискотеки Мармариса и еще пары-тройки небольших курортных городков поблизости. Впрочем, жителю столиц, истосковавшемуся за период пандемии просто по ощущению простора, этого достаточно.

Вечером экипаж ждет стоянка в одной из марин. Какой бы уединенной она ни была, здесь же, на берегу всегда имеется минимум один прибрежный ресторанчик с террасой на пляже и традиционным нехитрым турецким меню: закуски-мезе, кебаб, свежевыловленная рыба. Высокой кухней это не назовешь, но наличие в ассортименте барабульки и осьминогов утреннего улова вполне искупает отсутствие мишленовских гастрономических ухищрений.

В Турции сейчас действуют довольно драконовские меры против коронавируса: в магазин, скажем, без маски не войдешь, и даже водители в собственных автомобилях обязаны соблюдать строгий масочный режим. Но на выполнение правил туристами традиционно смотрят сквозь пальцы, ну а на яхте ты сам себе хозяин – здесь посторонних нет.

В целом каботажный яхтинг вдоль турецких берегов сейчас вполне доступный цивилизованный и несложный в предварительной организационной подготовке вид отдыха. На рынке много толковых шкиперов и агентов, в том числе русскоязычных, которые помогут с выбором и арендой судна: прямые рейсы до Даламана выполняют ежедневно несколько авиакомпаний, включая «Аэрофлот». Специальные навыки нужны лишь тем, кто планирует сам походить под парусами или собирается принять участие в регате.

Сама яхта – вещь дорогая и хлопотная в обслуживании. Стоимость нового комфортного 16-метрового судна начинается с 400 000 евро и уходит в бесконечность. А ведь еще требуется стоянка, ремонт, страховка, оплата услуг экипажа. Поэтому большинству владельцев выгодно передать судно в управление чартерной компании. Яхтенный флот крупнейших из них насчитывает свыше 1500 судов разного класса. Компания организует хранение, сервис и ремонт, она же несет риски. А они есть: в прошлом году кто-то, сняв яхту по поддельным документам, банально угнал судно стоимостью более 2 млн евро – просто переставил радиомаяк на лодочку у берега и отправился в открытое море. Такой вот вид современного пиратства. Яхту не нашли. Вероятно, под другим именем и флагом она катает туристов уже где-то на Карибах.

Вариантов бизнеса для владельцев судов множество: процент с каждой аренды яхты, фиксированный годовой платеж, сдача в аренду на сезон или различные виды обменов вплоть до возможности, сдав в аренду яхту, получить для отдыха на тот же период комфортабельную прибрежную виллу – экономика шеринга активно развивается и в этом сегменте.

Настанет ли время, когда для безмятежного яхтенного отдыха ошалевшим от офисов и пробок москвичам и жителям иных городов не придется лететь в иные страны и такой же сервис и инфраструктуру можно будет получить на российском черноморском побережье? Отчего ж нет? Для этого потребуется несколько лет усилий, стратегические инвесторы, грамотный менеджмент, внимание и забота властей. Ну и любовь к морю и парусу, конечно.

А пока, бодро насвистывая «не нужен нам берег турецкий», мы отправляемся за яхтой в Турцию.

НОВОСТИ